М.В. Лычагин, А.М. Лычагин

 

ОЦЕНКА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ  НА ОСНОВЕ

СИСТЕМНО-ИНТЕГРАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ И

ИНФОРМАЦИИ ВЕБ-САЙТОВ

 

В последние годы мы является свидетелями трех взаимосвязанных процессов. Во-первых, это развитие корпоративного управления. О значимости этой проблемы свидетельствуют, в частности, материалы, размещенные на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам России. Во-вторых, это создание веб-сайтов многими российскими корпорациями, на которых освещаются различные стороны их деятельности, в том числе и в области корпоративного управления. В-третьих, это теоретическое осмысление роли предприятий в институциональных и других процессах. Происходит критический анализ созданных теорий и формирование более общих концепций и теорий. Примером может служить системно-интеграционная концепция (теория) предприятия Г.Б. Клейнера [1].  По нашему мнению, к настоящему времени уже сложились предпосылки установления новых взаимосвязей между тремя указанными направлениями, которые могут указать дальнейшие пути их развития и взаимного обогащения. Укажем некоторые из них, используя в качестве основы семислойную стратифицированную пирамиду Г.Б. Клейнера [1, с. 130].

Ментальные особенности участников деятельности. В теоретическом плане в этом слое целесообразно прослеживать связь с ментальными моделями руководителей и специалистов, используя для этого как архетипы П. Сенге [2] с адаптацией их к отечественным условиям, так и более сложные модели поведенческой и когнитивной психологии. Это надо учитывать и при представлении информации на сайтах корпораций.

Культурные и институциональные особенности. В этих областях нельзя оставить без внимания публикации “Постоянной конференции по организационному символизму“ (Standing Conference on Organizational Symbolism  SCOS. См. www.scos.org). SCOS поставила своей целью изучать организации в качестве гуманитарного и социального феномена на основе  междисциплинарного подхода, используя методы, концепции и метафоры, взятые из социологии, антропологии, лингвистики, истории, психоанализа и других наук. Примечательно название конференции 2006 г.: «Организационная демонология».

С позиции “артефактов” — следов человеческой деятельности — выделяют “физические” и “визуальные” следы.  К первым относятся здания,  оборудование, продукция, используемые средства транспорта, места для парковки автомашин, аллеи деревьев и пр. Ко вторым — торговые знаки,  наименования и проч.  Думается, что сайты корпораций также можно отнести к последней группе. И их наполнение следует рассматривать как с точки зрения символизма, так и эмоций, которые вызывает их цвет, форма надписей и т.п.

С позиций “рамок коллективного менталитета“ выделяют “организационные  саги  или эпос” (постоянно повторяющиеся повествования о тех или иных событиях из жизни компании). Есть также “организационные мифы”,  которые,  в отличие от саг, могут и не иметь каких-либо связей с “реальной” историей компании. С “мифами” связаны “истории” (успеха,  взлета, поражений, неудач и пр.), которые, как правило, сопровождаются шутками и “организационным жаргоном“. Они способствуют утверждению и укреплению основных идей, лежащих в фундаменте операций организации. Идеи о реальном положении дел в организации могут подкрепляться “ценностями”,  “верованиями” и  “нормами”. Последние представляют собой выражение коллективных мыслей о том, что хорошо, важно или желательно для организации. С позиций “образцов коллективных действий”  выделяют “обряды”, “ритуалы”, “празднования”, “церемонии”.

Анализ меню и материалов, помещенных на сайтах российских компаний, показывает, что они дают все больше данных для анализа культурных и институциональных особенностей, «духа» корпорации. Вместе с тем не во всех случаях присутствуют такие элементы культуры, как грамотность. Вряд ли вдохновит инвестора термин «имиссионный». Даже в образцовой отчетности РАО «ЕЭС России» в некоторых случаях в данных вместо десятичных запятых в числах встречаются десятичные точки.

Не всегда проявляется забота об удобстве пользователя не тратить много времени на скачивание файлов с отчетами и др. В частности, для того, чтобы скачать 20 Мб файл ежеквартального отчета эмитента ОАО «Ивэнерго» требуется более часа. Если бы указанный файл существовал в архиве *.zip, то его объем уменьшился бы до 2,6 Мб, и, соответственно, меньше потребовалось бы времени на его получение. Заметим, что крупные зарубежные корпорации стремятся предоставлять отчетность в форматах, облегчающих получение и анализ отчетности.

Когнитивные механизмы.  В России идет процесс раскрытия информации о деятельности акционерных обществ. Вместе с тем  качество данных, представленных в в ряде ежеквартальных отчетах эмитентов, нуждается в улучшении.

В ряде случаев нет полноценного экономического анализа сложившегося финансово-экономического положения компании, нет объяснения причин той или иной динамики показателей, не раскрыты многие факторы, влияющие на деятельность компании. Например, в п. 2.3.1 «Кредиторская задолженность» полные и сокращенные наименования указаны не для всех кредиторов, на долю которых приходится не менее 10% от общей суммы кредиторской задолженности. Не указан способ начисления амортизации и метод переоценки (п. 3.7.1).

Представляется, что качество ежеквартальных отчетов эмитентов можно повысить за счет следующих мероприятий.

1.            Публикация справочника наиболее распространенных ошибок.

2.            Составление и распространение сведений об удачных «находках» отдельных компаний.

3.            Надо шире знакомить эмитентов (через печать, сайты вузов и др.) с современными и перспективными методами анализа (цепные подстановки, эконометрия, искусственные нейронные сети и др.) с тем, чтобы, представляя более глубокие и аргументированные отчеты, компании становились более привлекательными для инвесторов.

4.            Перспективно расширение общественной экспертизы отчетов эмитентов и другой раскрываемой информации корпораций.

 

1. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. — М.: Наука, 2004.