Лычагин М. В., Лычагин А. М., Бекарева С. В., Шевцов А. С.

 

АНАЛИЗАТОР И ГЕНЕРАТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛЕЙ

ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск, Россия

Институт экономики и антикризисного управления, г. Москва, Россия

 

В наши дни знания становятся главным экономическим и социальным ресурсом. Вместе с тем в подготовке российских специалистов в области экономики есть немало нерешенных проблем. В частности, далеко не все преподаватели вузов и научные работники знают, что экономисты развитых стран мира пользуются для систематизации знаний и публикаций классификацией, разработанной Американской экономической ассоциацией. В мире создано и используется уже более 2000 финансовых инноваций. Но лишь отдельные из них описаны в большинстве учебников, которые используются при подготовке специалистов по финансам и кредиту. Этот перечень можно продолжить. Очевидно, что это также отрицательно сказывается на возможностях специалистов технического профиля грамотно оценивать перспективы коммерческого использования своих разработок. Предлагаемый проект направлен на смягчение указанных проблем.

Цель проекта — разработать, апробировать и проиллюстрировать научно-методическое обеспечение подготовки кадров, которое бы позволяло эффективно анализировать существующие и  генерировать новые экономические знания с учетом международных требований, с использованием достижений информатизации и с ориентацией на тиражирование в российских условиях.

В основе проекта лежит анализатор и генератор экономических знаний (АГЭЗ), которые отражены в авторитетных массивах мировых публикаций за период 1992—начало 2005 гг., и технологии и методики применения АГЭЗ.

Предлагаемый АГЭЗ базируется на самой авторитетной и полной библиографической англоязычной базе по экономике EconLit-AEA за период 1992—2005 гг., которая создана и ведется Американской экономической ассоциацией (АЕА). Существующие программные средства, предоставляемые Американской экономической ассоциацией, дают возможность осуществлять выбор отдельных публикаций, и их комбинаций по различным критериям. Однако они не позволяют с приемлемыми затратами определить количество и структуру публикаций для периода 1992—2005 гг. и всех 724 микроразделов классификации АЕА, а также построить таблицы взаимосвязи микроразделов исходя из микродескрипторов отдельных публикаций.

В режиме «Анализатор знаний» система позволяет проранжировать разделы разного уровня по числу, удельному весу и темпам роста публикаций, вычислить их статистические характеристики (средние, дисперсии и проч.). Полученные данные можно использовать для анализа того, насколько полно разделы, значимые с международных позиций, представлены в отечественных стандартах образования, учебных планах и программах учебных дисциплин.

Матрицы взаимосвязей между микроразделами (724 × 724), которые созданы для каждого года с 1992 по 2004 гг. и каждого вида публикаций (статьи, книги и т.д.) могут использоваться как для анализа накопленных знаний, так и для генерирования новых. Оказалось, что примерно 65% ячеек обобщающей матрицы за период 1992—2004 гг. не содержат ни одной публикации. Поэтому можно получать новые научные и прикладные результаты, перенося знания и методы из заполненных ячеек в пустые. Например, хотя искусственные нейронные сети (дескриптор C450) активно использовались в последние годы  для изучения финансовых и ряда других проблем, однако не было ни одной работы, в которой бы нейросети применялись для оценки процессов формирования национальных рынков электроэнергии (НРЭ). Поэтому удалось получить ряд новых интересных результатов, когда самоорганизующиеся карты Кохонена были  применены для оценки НРЭ в 125 странах мира (включая Россию).