Введение

 

Последние десятилетия человечество сталкивается с решением множества проблем. Одна из них - переработка и усвоение все возрастающих потоков информации. Эта проблема особенно остро стоит перед теми, кто решил посвятить себя управлению и финансам. Некоторые цифры, иллюстрирующие и развивающие данный тезис, будут приведены в следующем параграфе.

Как "не захлебнуться" в информационном потоке ? Как из множества книг, статей и данных быстро извлечь именно то, что нужно для решения конкретной задачи - будь то написание курсовой работы или проекта устава организации ?  Как не растеряться на экзамене по дисциплине "Финансы и кредит" (или любой другой) и приятно удивить экзаменатора умением свободно ориентироваться в хитросплетениях данной науки ?  И, наконец, каким образом при этом сохранить побольше здоровья и найти дополнительное время на то многообразие, которое скрывается за понятием "личная жизнь" ?

Попытки ответа на эти вопросы читатель найдет далее. Подчеркнем - попытки, а не окончательные ответы, поскольку в действительности ничто не может быть "истиной в последней инстанции" и каждому приходится и придется искать собственное решение в конкретной ситуации. Однако, как показывает многовековой опыт человечества и исследования последних лет, существует ряд знаний и приемов их применения, которые могут существенно облегчить нахождение упомянутых решений.

Можно выделить два взаимосвязанных направления. Во-первых, это активизация группового обучения и изучения, когда основное внимание уделяется повышению эффективности освоения материала с помощью "мозговых штурмов", деловых игр и т. п. Во всех таких случаях занятия проводятся при участии наставника (преподавателя, организатора игры). В качестве проявления подобного подхода можно рассматривать компьютерную игру или тренажер, когда создатели специального программного обеспечения имитируют реакцию наставника и окружающей среды. Число разработанных игр, ситуаций и работ с их описанием уже исчисляется многими сотнями. Деловые игры и анализ конкретных ситуаций уже в течение трех десятилетий с успехом применяются при подготовке экономистов в НГУ. Поэтому, оставив за рамками данного пособия упомянутое направление, сосредоточимся на методах активного самостоятельного изучения.

В пособии дается краткое систематизированное изложение ряда подходов и методов, нацеленных на решение проблемы информационной перегрузки, и в эффективности которых составители неоднократно убедились на собственном опыте. Но этот же опыт показал,  что в современных условиях для сферы экономики и управления требуется переосмысление и уточнение этих подходов и методов, их синтез и поиск новых средств представления. Обобщением последней работы явился метод “многомерного развертывания", который, возможно, окажется полезным для тех, кто будет изучать старое и новое в  финансах, управлении и  в других экономических дисциплинах.

 

1.  Проблема овладения материалом

 

В последние годы в России наблюдается резкое усиление внимания ко всему, что связано с финансами в широком смысле этого термина: финансовая деятельность предприятий и акционерных обществ, ценные бумаги, функционирование банков, бирж, страховых компаний, пенсионных фондов и т. п. Повышается заинтересованность в получении экономического, и, особенно, финансового и банковского образования. Резко активизировалась работа по переводу и изданию на русском языке зарубежной финансовой литературы. Появляются работы и отечественных авторов в рассматриваемой области.

Несмотря на существенно увеличившийся поток финансовой информации (в печатном и электронном виде) для российского пользователя, он намного меньше, чем "океан" мировой экономической информации, которая поступает в распоряжение специалистов, преподавателей и студентов в зарубежных странах.

В соответствии с данными справочника [1] в начале 90-х годов на английском языке можно было прочитать 527 новых книг, заглавие которых начиналось термином "финансовый"(-ая, -ые,- ое). Что касается второго слова заглавия, то имеем следующие термины (проранжированные нами по частоте появления): 88 - эккаунтинг; 65 - менеджмент; 46 - планирование; 24 - отчеты; 20 - анализ; 17 - политика, помощь; 16 - услуги, институты; 15 - анализ и что-то еще (например, управленческая деятельность); 14 -развитие; 12 - моделирование; 11 - отчетность, анализ отчетности, рынки; 10 - калькулятор; 8 - конструирование, свобода, фьючерсы, история; 7 - соответствие, Times (название газеты); 6 - системы, статистика, структура; 5 - контроль, кризисы, решения;  4 - успех; 3 - аспекты, астрология, аудит, дерегулирование, инновации, отношения, организации, стратегия, теория; 2 - администрирование, брокер, инструменты, опционы, поддержка, углубленные рассмотрения; 1 - активы, выживание, игры, мудрость, оценка, преимущество, реклама, свопы, совет, совещания, статус, тенденции.

Разным вопросам "корпоративного управления" (в том числе и финансового) посвящено 185 книг, "финансам" - 92 книги, "финансированию" - 135, "кредиту" - 96, "инвестициям" - 211 книг.

В марте 1995 г. в крупнейшем книжном магазине лондонского Сити "Waterstone's" число книг, посвященных вопросам инвестирования, различным видам новых финансовых инструментов и технологий работы с ними, составило 305 наименований на общую сумму  10365,44 ф. ст. Банковскому делу было посвящено 127 книг.

Если сложить приведенные числа, то получим 1678 книг, каждая из которых будет объемом не менее 200 страниц.

Предположим, что на просмотр и краткое чтение каждой книги придется затрачивать два часа (при скорости чтения 100 страниц в час). Тогда для прочтения 1678 книг потребуется 3356 ч. Это почти в 4 раза превышает общий объем учебной нагрузки преподавателя университета. Если освободить преподавателя на один год от всей учебной нагрузки и обязать только готовиться к занятиям по финансово-кредитным курсам из расчета 44 недели в год по 6 дней каждую неделю и по 6 ч в день, то располагаемый фонд времени составит 1584 ч. При этих предположениях преподаватель будет в состоянии освоить 792 книги. При работе по 8 ч в день можно прочесть 1056 книг.

Студенту придется труднее. Например, в Новосибирском университете на экономическом факультете на весь курс "Финансы и кредит" НГУ отводится 64 ч аудиторных занятий. Столько же приходится на курс "Денежно-кредитные системы". Если на каждый час аудиторных занятий расходовать по два часа выполнения домашних работ, то весь фонд рабочего времени на эти два предмета составит 384 ч.

Еще сложнее придется руководителю и специалисту предприятия, банка, финансового органа, которым придется решать массу текущих неотложных вопросов, жизненно важных для деятельности организации.

Если сочетать стремиться к обновлению материала, то тогда потребуется читать научные и прикладные журналы. В справочнике [2] дан перечень 727 периодических изданий в США и Канаде, которые охватывают вопросы финансов и инвестиций: вложения средств в акции, облигации, инструменты денежного рынка, деятельность разных бирж и фондов, налогообложения и финансы корпораций и т. п. Эти издания разного объема, но средний годовой комплект каждого из них составит не менее 1000 страниц. Например, реферативный журнал "Journal of Economic Literature" в 1994 г. занимал 2372 страницы с убористым шрифтом и в нем были приведены сведения о 11763 статьях в разных изданиях. В том числе 1126 статей относилось к разделу "Финансовая экономика". Если отводить по три часа на просмотр годового комплекта каждого журнала, то на 727 наименований потребуется 2181 ч. Это лишь немного превышает фонд рабочего времени при рассмотренном восьмичасовом дне для преподавателя.

Если принять во внимание стоимость приобретения необходимой литературы для подготовки преподавателя исходя из рассмотренной программы, то для 1678 книг потребуется ассигновать 83900 долл. США при средней цене 50 долл. за книгу, а для 727 комплектов журналов - 363500 долл. при средней цене годового комплекта 500 долл. (например, тома 65-67 "Journal of Economic Theory" за 1995 г. стоили 838 долл.). Для сравнения заметим, что годовая зарплата российского профессора 17 разряда с учетом 50  % надбавки за звание при доведении минимума по зарплате до 80 тыс. руб. и при курсе 5 тыс. руб. за один долл. США составит 80 х 1,5 х 9,1 х 12 / 5= 2620 долл. Как раз хватит на приобретение 5 годовых комплектов финансовых журналов (0,72 % требуемой суммы на журналы) или 52 книг (3,1 %).

Поэтому закономерно, что в России далеко не все специалисты и преподаватели экономических дисциплин имеют четкое представление об имеющейся в зарубежных странах литературе, разработанных подходах и ведущихся дискуссиях. Это находит свое  отражение и в проектах государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по экономическим специальностям. С одной стороны, наблюдается дублирование ряда тем в разных курсах,  с другой  -  не рассматриваются важные категории и проблемы, связанные с ними (пример - "финансовые инновации").

Неизбежным следствием являются: отсутствие необходимого массового осознания финансов в теоретическом и прикладном планах; возникновение благодатной почвы для финансовых афер; ослабление доверия общественности к финансово-кредитным учреждениям.

Представляется, что уже приведенные данные и рассуждения неизбежно приводят к выводу о том, что ни о каком экстенсивном перенимании зарубежного опыта в области финансов и управления не может быть и речи в силу денежных и прочих причин. У нашей российской бедности есть при всех ее многочисленных "минусах" один несомненный "плюс": она заставляет задуматься над вопросом о целесообразности приобретения и изучения всего (без исключения) несомненного зарубежного информационного богатства в области экономики и стимулирует поиск новых эффективных средств изучения.

 

2. Развитие памяти и техника быстрого чтения

 

В статьях Гарри Лорейна "Как развить мощную память", опубликованных в журнале ЭКО в 1981 [3] основное внимание уделено развитию образной памяти. Этот же подход используется в других методиках типа [4], в которой отмечается, что скорость обработки образной информации в 5 - 9 раз превосходит обработку при "словесном представлении" [4, c. 8].

В течение последних десятилетий в разных странах мира (в том числе и в нашей стране) одним из направлений борьбы с "информационным взрывом" стало развитие методов быстрого и сверхбыстрого чтения при обязательном включении приемов для тренировки памяти и внимания. В 1970 г. в Новокузнецком педагогическом институте была организована лаборатория динамического и рационального чтения [5]. В последние годы большую известность получила "школа Олега Андреева" [6¾ 8]. Ккто освоил подобные методы, понимают их эффективность. Поэтому неизбежно на ум приходит мысль о том, чтобы попытаться создать своеобразные методы "скорочтения" экономической литературы, которые могут использоваться как совместно с обычными методами скорочтения, так и независимо от них.

Для повышения скорости чтения и усвоения прочитанного материала обычно предлагается следующее.

Рекомендации общего бесспорного характера:

- улучшение физического и психического здоровья и повышение работоспособности;

- рациональное планирование времени и гигиена чтения;

- развитие внимания и сосредоточенности.

Рекомендации узкоспециальные для чтения:

- ликвидация внутреннего проговаривания;

- расширение поля зрения;

- сокращение количества  фиксаций в строке;

- преодоление регрессий - постоянных возвращений к прочитанному.

Рекомендации, нуждающиеся в специальной трансформации при изучении экономических дисциплин:

- гармонизация работы левого и правого полушарий и тем самым достижение гармоничного воздействия сознания и подсознания;

- тренировка памяти по всему циклу "восприятие - запись - хранение - воспроизведение" с "подключением" всех органов чувств с учетом смысла и формы информации и ее ассоциативных связей;

- периодическое мысленное возвращение к прочитанному (сразу после чтения; через 20-30 минут, но не позднее 3 часов; через день, но не позднее 3 суток; через 3 недели, но не позднее 3 месяцев);

- хорошее понимание структуры и языковой организации текста;

- умение быстро выделять основную, дополнительную и избыточную информацию;

- прогнозирование поступающей информации;

- крупноблочное чтение;

- изменение приемов работы над текстом от простого обдумывания до критического разбора и выработки суждений;

- логическая обработка полученной информации;

- осуществление после чтения компрессии текста - концентрирование мысли в предельно логичной формулировке.

 

3. Тайм Менеджер: "Ключ к личной эффективности"

 

"Тайм Менеджер" (т.е. управляющий временем и жизнью) представляет собой своеобразный "инструмент для достижения результатов", созданный супружеской парой из Дании, которая в 1975 г. открыла производство маленьких книжечек для "жизненных сценариев" [9]. Основанная ими фирма Тайм менеджер Интернэшнл разрабатывает и продает инструменты планирования и другие виды продукции, а также предлагает на более чем десяти языках курсы по их применению для того, чтобы помочь людям и организациям развивать их потенциал, привить умения "добиваться результатов" и видеть целое и его структуру".

Методика "Тайм Менеджера (ТМ)" включает четыре последовательных этапа:

1) формулирование основных целей;

2) установление приоритетов;

3) создание  надежной базы для решений, касающихся использования личных ресурсов;

4) установление связи между базой для решений и планированием времени.

Эта методика раскрывается в серии рекомендаций, некоторые из них имеют форму лозунгов:

- Обзор и видение общей картины и структуры дел - важнейшие условие работоспособности и продуктивности.

- Важно понимать и правильно использовать свои "сознание" (концентрация, новые задачи), "предсознание" (рутина, знакомые задачи) и "подсознание" (идеи, фантазии, новые подходы и решения, "компьютер").

- Надо рационально организовать свое рабочее место.

- Научитесь ясно представлять себе свои проблемы и цели.

- Записывайте идеи в тот самый момент, когда они приходят в голову.

- Оставляйте себе время, чтобы помечтать и пофантазировать

- Имейте большую мечту - ставьте себе крупные цели.

- Учитесь расслабляться.

- Осваивайте методики повышения творческой активности.

- Сделайте свою жизнь разнообразной.

- Для обзора своих дел необходимо построить персональную "елку": "ствол" - главные цели в личной жизни, "ветви" - важнейшие (ключевые) области, на которых следует сосредоточиться для достижения целей, "веточки" - основные задачи, которые надо решить в каждой из ключевых областей, "иголки" - практические мероприятия, мелкие дела, различные сведения и подробности, необходимые для решения основных задач.

- Между целями и планированием времени строится "мост", который по принципу "и/и" и с помощью специальных форм календарей связывает воедино различные плановые периоды: день, неделю, месяц, год.

- Для решения огромных ("слоновых") задач, решение которых требует длительной работы и промежуточные этапы которых не приносят видимых результатов, предлагается использовать следующие два приема. Во-первых, отойти от слонов подальше, чтобы они не выглядели такими уж крупными. Во-вторых, "разделить слонов на маленькие порции, которые можно положить в рот".

Для ускоренного запоминания и понимания информации используются различные цвета и зрительные символы (по возможности повсеместно распространенные).

 

4. Системный анализ

 

Как отмечает А.Г. Аганбегян, в "комплексном подходе берет свои истоки системный анализ как научная дисциплина. С одной стороны, развивается так называемая общая теория систем, весьма абстрактная дисциплина, содержащая логический и математический анализ различных понятий, связанных с функционированием систем вообще независимо от их конкретного содержания. С другой стороны, развивается прикладная ветвь этого научного направления, получившая название системный анализ" [11, с. 144].

Приведем несколько определений, необходимых для дальнейшего изложения.

"Системой называется организованное сложное целое; совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое" [12,  c. 26].

"Проблема определяется как ситуация, в которой имеется два состояния: одно характеризуется как существующее состояние, другое - как предполагаемое состояние... Каждое состояние может быть описано с помощью системы. Чтобы перейти от существующего состояния к предлагаемому ..., существующий набор объектов, свойств и связей должен быть изменен" [10, с. 145]. "Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и желаемым состоянием" [10,  с. 160].

С. Оптнер описывает формулирование проблемы как фиксацию цели и принуждающих связей, установление условий, границ, подлежащих оценке альтернатив, предположений, согласованных критериев, определение природы риска. При этом он подчеркивает, что "успешное формулирование проблемы может быть равносильно "половине" решения проблемы" [10, с. 169-¾170].

Работы при формулировании и решении проблемы, по С. Оптнеру, приведены в табл. 1.

Таблица 1. Работы при формулировании и решении  проблемы по С. Оптнеру

 

Вид работы

 

Формулирование проблемы

1

Описать, каким образом проблема обнаружена

2

Установить, почему она рассматривается как проблема

3

Рассмотреть историю возникновения и развития проблемы

4

Найти обратную связь,  которая даст возможность судить об отклонении, величине ошибки и недостатках системы

5

Постараться  связать объекты,  свойства и подсистемы с их очевидной логической или причинной связью

6

Постараться представить полную систему, в которой данная проблема является только частью

7

Постараться связать между собой полную систему, относящиеся к делу подсистемы и проблему, как она была определена

 

Работа с проблемой

8

Определение  процессов

9

Сбор данных, описывающих проблему

10

Конструирование метода работы с проблемой и данными проблемы

11

Работа с проблемой и данными проблемы

12

Получение частичного и опытного полного решения

13

Проверка прежних решений

 

Решение проблемы  

14

Интерпретация результатов проверки

15

Проведение итерации с одного из предшествующих пунктов

16

Идентификацию величин, которые должны возрасти

17

Аттестация качества предлагаемого решения в терминах лучшего решения

18

Выбор решения и плана его реализации

19

Внедрение решения как опытного

20

Оценка результатов внедрения

21

Корректировка решения

22

Внедрение откорректированного решения


При определении целей широко применяется такой прием, как построение дерева целей, когда каждая главная конечная цель нулевого ранга делится на подцели первого ранга, которые, в свою очередь, тоже делятся на цели (но уже второго ранга) и т. д. После построения дерева целей распределяются усилия и ресурсы по отдельным рангам и целям дерева при условии согласования во времени. Распределение производится либо на основе нормативов, а в случае отсутствия необходимых данных - на основе экспертных оценок.

В книге Э. Квейда "Анализ сложных систем" [13] для военной области США приведен пример дерева целей, включающего в себя 7 рангов: 3 вида деятельности, которые сначала дезагрегируются в 8 областей действий, которые, в свою очередь, расщепляются на ряд зон деятельности военных министерств и их подразделений, те - в 161 новую научную концепцию и систему вооружений, которые на соответствующих уровнях развертываются в 425 функциональных подсистем, в 850 возможных конструктивных исполнения и в 1987 технических проблем.

Нетрудно видеть, что "елка" в методе "Тайм Менеджер" есть не что иное, как образное представление "дерева целей" системного анализа.

 

5. Аналогия с работой на ПЭВМ

 

Наша новая идея в данной области заключается в следующем: осуществлять организацию чтения финансовой литературы исходя из тех же принципов и алгоритмов, из каких исходят хорошо зарекомендовавшие себя операционные системы и программы для ПЭВМ. При этом работу преподавателя можно рассматривать как работу программиста, который может вносить изменения в саму операционную систему, а работу обучаемого можно сравнить с деятельностью обычного пользователя, использующего возможности Нортон коммандера, одного или нескольких редакторов текстов и простых ППП.

Программным аналогом "структуры текста", которое занимает важное место не только в скорочтении, но и в научно-учебной деятельности, будет система "меню" и "деревьев". Как нам кажется, принципиально важным моментом современного программного обеспечения является предоставление самого пользователю построить то или иное "дерево" для поддиректорий на одном из дисков, вынося за рамки ПЭВМ решение вопроса о том, правильно или неправильно взаимосвязаны выделенные подразделы. Если подразделы выделены, то ЭВМ автоматически формирует дерево исходя из последовательности букв латинского алфавита и явным образом заданных включений поддиректорий в ту или иную ветвь.

 

Если вернуться к экономике, то обучаемого важно научить работать с широко распространенными системами классификации знаний. страниц. Например, реферативный журнал "Journal of Economic Literature" использует следующие основные разделы:

A                   Общая Экономика и Обучение

B                  Методология и История Экономической Мысли

C                  Математические и Количественные Методы

D                 Микроэкономика0

E                 Макроэкономика и Денежно-кредитная Экономика

F                 Международная Экономика

G                Финансовая Экономика

H                Экономика  Общественного Сектора 

I                  Здоровье, Образование и Благосостояние

J                  Экономика Трудовых Ресурсов и Демография0

K                Экономика и Право

L                 Индустриальная Организация

M               Деловое Администрирование; Маркетинг; Бухучет

N                Экономическая История

O                Экономическое  Развитие, Технологические  Изменения и Рост     

P                 Экономические Системы

Q                Экономика Сельского Хозяйства и Природных Ресурсов

R                 Городская, Сельская и Региональная Экономика

Z                 Другие Специальные Темы0

 

Как видим, на первом уровне финансово-кредитные вопросы встречаются в разделах E и G. На втором уровне они появятся прежде всего при расшифровке раздела G:

G. Финансовая Экономика.

G1. Общие Финансовые рынки.

G11. Выбор Портфеля.

G12. Оценка Активов.

G13. Ценообразование при использовании Фьючерсов и Опционов.

G14. Информация и Рыночная Эффективность.

G15. Международные Финансовые рынки.

G18. Правительственная  Политика и Регулирование.

G2.  Финансовые Учреждения и Услуги.

G21 Банки; Другие Депозитные Учреждения; Ипотеки.

G22. Страхование; Страховые Компании.

G23. Пенсионные Фонды; Другие Частные  Финансовые Учреждения.

G24. Инвестиционное Банковое Дело .

G28. Правительственная Политика и Регулирование.

G3.   Корпоративные Финансы и Управление Ими.

G31. Составление Бюджета Долгосрочных Расходов;

         Инвестиционная Политика .

G32. Политики Финансирования; Капитал и Структура  Собственности.

G33. Банкротства; Ликвидации .

G34. Слияния Компаний; Поглощения; Переструктурирование;

         Голосование.

G35. Политика Выплат (Дивидендов) .

G38. Правительственная Политика и Регулирование.

 

Финансовые аспекты будут отражены на втором уровне классификации и в ветвях D, F, H, I, J, ,K, L, O, P, Q, R. Конечно, можно до бесконечности спорить, как это делал в СССР ряд авторов относительно того, является ли понятие "финансы" более общим по отношению к понятию "кредит", или они являются терминами одного порядка. Однако, на наш взгляд, более важно научить конечного пользователя сначала двигаться вверх и вниз по уже построенному "дереву" при помощи нажатия соответствующих клавиш, затем переходить к другим способам представления взаимосвязи файлов через нажатие клавиши F9, и, наконец, научить изменять готовое "дерево" и строить новое (а как - дело пользователя) при помощи функциональных клавиш F7 и F8.

Точно также, как при обучении программированию пользователь изучает, что некоторые расширения файлов являются зарезервированными для определенных нужд, точно также финансист должен мгновенно понимать использование аббревиатур типа NPV и IRR и уметь их применять.

Пользуясь возможностями Нортон коммандера файлы некоторой поддиректории можно вывести на экран дисплея согласно времени их написания, размера, по алфавиту расширений и проч., а также в сокращенной или полной записи. И при изучении финансов необходимо уметь быстро систематизировать сведения в историческом ракурсе (в укрупненном виде - по эпохам и векам, по годам, по наиболее важным датам), по странам и регионам, по используемым технологиям расчетов (числовые примеры, методы математической статистики, линейное программирование, имитационное моделирование, экспертные системы, искусственные нейронные сети и т. п.), в институциональном и продуктовом разрезах.

Надо уметь "копировать" знания из поддиректории в поддиректорию и применять их в новом окружении. Например, если мы знаем, как использовать модель оптимизации плана предприятия, то какова будет постановка задачи оптимизации для учреждения банка

И, наконец, осуществление после чтения компрессии текста, и обратной операции при воспроизведении знаний - декомпрессии. На ПЭВМ имеется несколько типовых программ, позволяющих получить заархивированные файлы с расширениями arj, zip, rar. Для обычного пользователя работа этих программ - "черный ящик". Но если призадуматься, то при обработке финансовой информации в данном месте очень полезными окажется реализация правил, аналогичных правилам элементарной математики: вынесение общего множителя за скобки, перестановка местами слагаемых и сомножителей, получение новых чисел (векторов) на основе линейной комбинации некоторого базисного набора и т. д.

 

6. Гармонизация работы полушарий головного мозга.

 

Известно, какое большое значение для восприятия информации в тексте работы имеют иллюстрации (таблицы, схемы, карты-схемы, рисунки, графики, диаграммы, формулы, отдельно вынесенные числовые примеры и т. п.). Если в каком-либо тексте подсчитать число иллюстраций, а затем разделить это число на количество учетно-издательских печатных листов (напомним, что один "печатный лист" - это 40000 типографских знаков, включая пробелы, что составляет или 24 стандартных машинописных страницы через 2 интервала, или 16 страниц через 1,5 интервала), то можно исчислить “коэффициент иллюстрированности”произведения. Вот как выглядит этот коэффициент для двух книг экономистов "классиков" и двух книг известных современных экономистов:

- Милль Дж. С. "Основы политической экономии" - 0,077;

- Маршалл А. "Принципы политической экономии" - 1,536;

- Долан Э., Кэмбелл К., Кэмбелл Р. "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика", 1991 - 9,149;

- Макконнелл К., Брю С. "Экономикс", 1992 - 4,352.

Несмотря на очевидную абстрактность экономических понятий, особенно финансовых, в последние десятилетия наблюдается существенное увеличение значения коэффициента иллюстрированности для экономической литературы. Особенно это характерно для публикаций американских авторов. По-видимому, в определенной степени это связано с расширением применения математических методов в экономике.

Следует заметить, что по крайней мере в уже в XVII в. в работах ряда авторов (не экономистов) прямо ставился вопрос о соотнесении иллюстраций и письменного текста (см., например, Menestrier C.F. L'art des emblemes. P., 1684.). Неожиданно емкие и интересные замечания относительно сочетания разных типов знаковых систем в рекламе обнаруживаются не у мастеров маркетинга, а у французского литературоведа Р. Барта в его статье "Риторика образа" [14,  c. 297¾318].

Думается, что нам следует шире использовать зарубежный опыт экономического "всеобуча" путем рассылки по школам специальных популярных и хорошо иллюстрированных буклетов по различным областям банковского и финансового дела (как это делается Банковскими информационными службами в Англии и Шотландии [15], или предоставления всем посетителям банков не только красочных буклетов по отдельным операциям, но даже специальных обучающих комиксов не только на государственном языке страны, но и на языках национальных меньшинств [16].

Также представляется развивать чтение художественной литературы "под экономическим углом зрения". Это позволяет расширить "поле зрения", получить новый импульс для усвоения известного материала и приобрести почти готовые ситуации для анализа.

Так, при изучении финансовой информатики активизации восприятия "сухого" материала о файлах, базах данных и проч. помогут, на наш взгляд, следующие отрывки из научно-фантастического романа Дэна Симмонса "Гиперион": "...Я неслась сквозь серо-голубое киберпространство над хромово-желтыми информационными автострадами. Я пролетала сквозь огромные, сияющие огнями города хранилищ информации. Мелькали ярко-алые небоскребы в черной ледяной скорлупе защиты. Личные счета и архивы фирм полыхали во тьме, как доменные печи..." [ 17, с.474].

А вот чисто финансовые примеры.

Джек Лондон, "Сердца трех". Одной из сюжетных линий романа является биржевое сражение между Френсисом Морганом, владельцем многомиллионных предприятий, и Томасом Риганом, которого коллеги прозвали "Волком Уолл-Стрита". В финансовом отношении наибольший интерес представляют главы 1, 28 и 29.

Эжен Сю, "Парижские тайны ". Главы XIII - XIX первого тома хорошее образное представление о некоторых сторонах операций с векселями, о манипулировании со вкладами доверчивых вкладчиков и о некоторых финансовых махинациях, проводимых нотариусом Жаком Ферраном.

И даже в некоторых книгах для детей можно найти интереснейшие примеры, касающиеся финансовых операций. Вспомните хотя бы "Путешествие Незнайки на Луну" Н. Носова.

Выполнение работ в данном направлении может эффективно осуществляться при помощи компьютеров, начиная от электронных библиографий и хрестоматий и кончая разными компьютерными играми, мультфильмами, видеофильмами на основе мультимедиа, путешествиями по картинным галереям, музеям и офисам благодаря сетям типа Интернет.

 

7. Метод "многомерного развертывания".

Применение в течение ряда лет метода "Тайм Менеджер", а затем и разных модификаций систем­ного анализа для решения сложных управленческих проблем (особенно в сфере финансов, банковского и биржевого дела) показа­ло, что успешность решения во многом зависит от того, насколько хорошо менеджер в состоя­нии мысленно охватить всю проблему. Подчеркнем, именно мысленно, по­скольку все системы и подсистемы с соответствующими деревьями целей и временными связующими мостами должны войти не только в сознание, но и подсознание. И здесь не­избежно возникает следующее противоречие. С одной стороны, можно построить большое "красивое" дерево целей, у ко­торого будет 10 ветвей, на каждой по 8-10 веточек и т. д. С другой стороны, существует статья американского психолога Дж. Мил­лера "Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых преде­лах нашей способности перерабатывать информацию" (1945), само название которой определяет объемы оперативного восприятия информации. По­этому даже если управленец будет иметь способности выше среднего, то он не сможет видеть перед своим мысленным взором дерево целей сразу с 10 ветвями, что неизбежно отрицательно скажется на качестве проработки проблемы, ее решения.

В связи со сказанным у творческого коллектива в составе М.В. Лычагина, А.М. Лычагина и Л.Б. Меламеда возникла идея: попытаться объединить подход и конкретные методы системного анализа, отраженный в книге С. Оптнера и других известных исследователей, с другими подхо­дами, систематизирующими и активизирующими процесс познания: методы быстрого чтения и развития памяти, "золотая про­порция", числа Фибо­наччи, интуитивные представления древних и современных авторов и проч. Отражением движения в данном направлении явились, в частности, статьи [18 ¾21].

В древности и теперь многие видели и видят решение про­блем познания и жизни на основе гармонии, которая обеспечивает слияние микро- и макрокосмосов.

В Древнем Китае, как показывает Есипова М.В. [22], одной из главных была концепция числовой организации Вселенной. Особое значение прида­валось музыке, которая, как считали, содержала за­кодированную информа­цию о структуре мира. Символика 5 тонов звукоряда символизировала планеты и стороны света, цвета и перво­элементы, сезоны и общественную иерархию. Это подчеркивает и Е.П. Блаватская: "В Китае, в канонической "Книге Смен" - И-Цзин, или преображение в смысле "эволюции" - 1, 3, 5, 7 называются "небес­ными числами" [23, с. 57]. Но она отмечает также, что эти мисти­ческие числа выделялись и у других древних народов. Каждому числу соответствовало его геометрическое представление: 1 - центральная точка, 3 - треугольник, 5 - пятиконечная звезда, 7 - треугольник внутри квадрата или два переплетенных треугольника с точкой пос­редине. "Так обстоит в Мире Прообразов. Феноменальный Мир дости­гает своей кульми­нации и отображения всего сущего в ЧЕЛОВЕКЕ. По­тому он есть мистиче­ский квадрат - в своем метафизическом аспекте - Тетраксис; и становится Кубом в плане созидания. Символ его развернутый куб, и 6 становится 7 (проекцией шести граней куба на плоскость в виде креста, содержащего 3 квадрата по горизонтали и 4 квадрата по вертикали - прим. сост.)..., 3 горизон­тальных (женское на­чало и 4 вертикальных; и это и есть человек, кульмина­ция Божества на Земле, чье тело есть крест из плоти, в котором, через ко­торый на котором он постоянно распинает и предает смерти божественный Логос или же свое ВЫСШЕЕ Я" [23, с. 58].

Придерживаясь "пределов вероятного", известный философ Древ­ней Греции Платон приписывает частицам, из которых состоят эле­менты, формы четырех правильных многогранников - куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра, - соотнеся им соответственно землю, огонь, воздух и воду. Что касается пятого многоугольника - додекаэдра, то в "Тимее" приводится замечание о том, что "его бог оп­ределил для Вселенной и прибегнул к нему, когда разрисовывал ее и украшал" [24, с. 158]. Впоследствии уче­ники Платона ввели пятый элемент - эфир, частицам которого придали форму додекаэдра (табл. 2). Платон еще дальше разбивает данные тре­угольники на шесть прямоугольных треугольников, стороны которых отно­сятся друг к другу, как  , а квадраты - на четыре равнобедренных тре­угольника с отношениями сторон .

 

Таблица 2. Соответствие правильных многогранников и стихий

по Платону [24, с. 159]

Наименование многогранника

Число граней

Форма граней

Стихия

Тетраэдр

4

Равносторонние треугольники

Огонь

Куб

6

Квадраты

Земля

Октаэдр

8

Равносторонние треугольники

Воздух

Додекаэдр

12

Пятиугольники

Вселенная, эфир

Икосаэдр

20

Равносторонние треугольники

Вода

 

Именно эти два типа треугольников, не сводимых друг к другу, и яв­ляются, по Платону, предельными элементами, или "буквами", мира вещей. Платоновские треугольники являются лишь частью структуры правильных многогранников: как только эти последние разрушаются, треугольники тут же перестраиваются, образуя новые многогранники.

В трудах итальянского математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи, 1180  1240) впервые исследованы элементы числовой последо­вательно­сти 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 .., в которой каждый последующий член равен сумме двух предыдущих. Эти числа получили название "числа Фибо­наччи". Отличительной особенностью каждого ряда является то, что отно­шение соседних чисел в пределе стремит­ся к "золотой пропорции" - Ф= 1,618.

В 1509 г. в Венеции создатель двойной записи Лука Пачоли из­дал книгу "О божественной пропорции". Он рассмотрел пять платоно­вых тел - пять правильных многогранников - и нашел в них тринад­цать проявлений "божественной пропорции" ("золотого сечения").

В ряде (уже современных) исследований показывается, что эти числа и пропорция многократно отражаются в строении Солнечной системы, Земли, животного и растительного миров, человеческого тела, биоритмах, композиции гениальных архитектурных, живописных, поэтических и музы­кальных произведений. Не удивительно, что пос­тоянно предпринимаются попытки применить эти числа и пропорцию в самых разных областях для поиска решений: от рекомендаций по ма­гии до прогнозирования биржевых курсов.

В качестве базового мысленного образа, который может выступать как "центра кон­денсации" информации, в качестве образа для лучшего восприятия сложных объектов использовать базовое платоновское тело - тетра­эдр (рис. 1).

В чем преимущества подобной познавательной модели ?

1. Тетраэдр имеет 4 грани, 4 вершины и 3 ребра, ограничи­вающие каждую грань. Таким образом, если отождествить каждую из граней (или вершину) с каким-либо экономическим понятием, то он будет как бы сим­волизировать взаимосвязь между этими понятиями. Но поскольку их всего 4, то это будет меньше 5 - упомянутого ра­нее низшего предела Дж. Мил­лера для способности человека перера­батывать информацию. То есть каж­дый человек сможет использовать эту модель. С кубом с его 6 гранями мо­жет одновременно мысленно оперировать меньшее число людей. А с 8 гра­нями октаэдра - еще меньшее число ( верхний предел - 9 объектов).

2. Поскольку человек привык жить в трех пространственных из­мере­ниях, то, по-видимому, любое трехмерное тело - это тело мак­симальной размерности, которое может представить обычный человек. По своей ин­формационной насыщенности оно на порядок превосходит любую фигуру на плоскости. Но при этом тетраэдр с ребром R очень легко разворачива­ется (надо только провести "разрезы" по соот­ветствующим ребрам) либо в равносторонний треугольник с ребром 2R (рис. 1), либо в два ромба, которые могут совмещаться спосо­бами "лента" или "стрела". Это дает воз­можность предложить новый тип удобных и легких в построении схем для иллюстрации систем, возникающих в проблеме, структуры исследования, используемых ме­тодов и получаемых результатов (рис. 2 ¾3).


 

 

 

 


Возьмем, к примеру, вексельное обращение. Оно затрагивает и юри­дические вопросы, и сбор информации о цепи возможных индоссан­тов, и проведение имитационных машинных экспериментов по оценке влияния параметров транша и дисконтных ставок на финансовое поло­жение эми­тента и обслуживающих организаций, и собственно кропот­ливую работу по организации эмиссии и обращение через сеть финан­сово-кредитных учре­ждений. Вопросов множество, и любое их отобра­жение на плоскости будет лишь одной из проекций. Поэтому более адекватным мысленным представ­лением будет многогранник WTYXZV как "вексельный срез" тетраэдра ас­пектов ABCO.

3. Применяя тетраэдр для оперирования с понятиями в про­цессе мышления, можно, как нам представляется, осуществить "путешествие" по разным "отражениям", о которых писал писатель­-фантаст Р. Желязны в своей трилогии "Хроники Амбера", или по раз­ным "Вселенным" - так, как это делали удивительные цветы в романе К. Саймака "И все живое".

Действительно, вырежем из бумаги треугольник на рис. 2, пере­гнем его по линиям AB, BC и AC, а затем сведем вместе концы, помеченные буквой O. Получим из двумерного тела-фигуры трехмерное плюс множество новых возможных взаимосвязей-линий между гранями тетраэдра, которые сливались, когда их чертили на плоскости. Начинаем обратный процесс: раскрываем треугольники -"лепестки" от вершины O. Видим, что как бы распускается "информационный цве­ток". И вот, наконец, "лепестки" косну­лись плоскости, запечатлев на ней образ трех измерений.

Удобно и отобразить графически то, что мы знаем о каждом из аспек­тов в виде "многогранника изученности" и его проекции на один из боль­ших треугольников, полученных в результате разверты­вания "тетраэдра ас­пектов" от одной из четырех вершин.

Затем можно взять ребра одного из треугольников, разъединить их по любой из вершин и, как складной метр, вытянуть в одну линию. И пред­ставить, что это либо ось времени, либо одно из пространственных изме­рений.

Но можно взять треугольник - "лепесток", с которым в голове иссле­дователя, менеджера или студента закреплено какое-либо поня­тие, и на нем построить новый тетраэдр понятий, производных от ба­зового (см. рис. 3). То есть мы как бы перешли из мира трех первоначальных измерений, отображенных тетраэдром на рис.1, в новое, четвертое измерение. Но при этом продолжаем опериро­вать привычными нам с детства трехмер­ными телами (образами тел). Аналогично на треугольнике - "лепестке" тет­раэдра 4-го измерения можно сформировать новый тетраэдр понятий, ко­торый перенесет нас в пятое измерение относительно первоначального тетраэдра аспектов исследования. Но при этом опять, как и ранее, можно не вы­ходить за рамки привычных трехмерных образов и переходить к изме­рениям низших порядков так же, как это делалось на самом первом шаге.

4. Тетраэдр может служить хорошим образом для сжатого предс­тав­ления различных систем и их взаимодействия. Если взять любую из граней тетраэдра, провести из каждой вершины равностороннего треугольника вы­соты на противоположные стороны, получить таким образом шесть элемен­тарных платоновских прямоугольных треугольников, то при их помощи легко запоминаются и отображаются  экономические системы.

 Действительно, берем два треу­гольника и ставим им в соответствие двух взаимодействующих эконо­мических субъекта (продавец - покупатель, предприятие - банк и т. д.). Два других треугольника будут обозначать объекты (товар продавца, который приобретет покупатель; деньги, которые заплатит покупатель за этот товар). Пятый треугольник может отображать свернутое обычное про­странство, а шестой - свернутое время.

Определяя пространственно-временную характеристику данной сис­темы, мы отвечаем на вопросы "где ?" и "когда ?". Мы можем рассматри­вать российские или американские финансы, советский пе­риод или период после перестройки, или первые в истории финансо­вые реформы в ХХIV в. до н. э. в городе-государстве Лагаш в Ме­сопотамии.

Вопрос "как ?" характеризует технологическую составляющую, опре­деляя каким образом происходит взаимодействие этих первичных экономи­ческих элементов. Например, центр треугольника может сим­волизировать равновесную цену, которая будет находиться в резуль­тате итеративного приближения линий из двух вершин треугольника к линиям биссектрис со­ответствующих углов, где мы зафиксировали образы продавца и покупателя с соответствующими объектами. Тогда треугольники у третьей вершины бу­дут символизировать пространство и время. А время - это измеритель труда. Но тогда третью высоту (биссектрису, медиану) можно трактовать как меновую стоимость товара, которая в точке равновесия совпадет с его стоимостью ?. И может быть, подобная конструкция дает основания гово­рить о том, что правы и К.Маркс, и маржиналисты: каждый из них в своих исследованиях как бы пытался найти центр подобного треугольника, но двигался из "своей" вершины?

Иллюстрация станет еще более интересной, если рассмотреть весь тетраэдр как систему из четырех взаимодействующих продавцов и покупа­телей (например, два продавца и два покупателя). Тогда весь тетраэдр можно рассматривать как модель рынка, его центр бу­дет представлять со­бой точку равновесной цены.

5. Если имеется не три, а более однородных понятий, которые следо­вало бы сопоставить с гранями, то можно либо взять несколько правильных треугольников и наложить их один на другой со сдвигом (как бы сформиро­вать венчик цветка типа лилии, тюльпана, розы), либо использовать в этом месте мысленной конструкции не тетраэдр, а другой тип пирамиды с пра­вильным многоугольником в основании, но с большим числом боковых гра­ней. Но это число, на наш взгляд, не должно превышать среднего значения ограничения Дж. Миллера ­семи.

 

Литература

 

1. Books in Print. 1990-1991. The master reference to currently avaible books, authors and publishers. Bowker, N.Y., 1990. (Vol. 1¾7).

2. Downes J., Goodman J.E. Barron's Finance and Investment Handbook. 2 ed. N.Y., 1987.

3. Лорейн Г. Как развить мощную память // ЭКО. - 1981. - №№ 2, 3.

4. Начало пути к себе. - Днепродзержинск, 1990.

5. Вормсбехер В.Ф., Кабин В.А. 100 страниц в час. Кемерово,1980.

6. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти: Вторая ступень обучения технике быстрого чтения; программа "Сатори". Екатеринбург, 1992.

7. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. В 2-х кн. - М.: Школа Олега Андреева, 1994.

8. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренировка внимания. - М.: Школа Олега Андреева, 1995.

9. "Тайм-Менеджер" - ключ к личной эффективности. Сборник материалов и инструкций в трех частях. - М.: "Контакт-культура", 1995.

10. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Сов.радио, 1969.

11. Аганбегян А.Т. Управление социалистическими предприятиями. Вопросы теории и практики. - М.: Экономика, 1979.

12. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Сов. радио, 1971.

13. Квейд Э. Анализ сложных систем. Методология анализа при подготовке военных решений. - М.: Сов. Радио, 1969.

14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.

15. LINK. A comprehensive guide to educational resources. Banking Information Service. L., 1994.

16. La historia del credito al consumidor. Federal Reserve Bank of New York. N.Y., 1981.

17. Симмонс, Д. Гиперион. М., 1995.

18.Лычагин М.В. Финансы и кредит: Популярно о сложном. - Новоси-бирск: НГУ, 1992

19.Лычагин  М.В.  Проблемы финансового менеджмента на российских предприятиях / Формирование механизма управления предприятием условиях становления рынка.  Сб.  науч. тр.,  Новосибирск: ИЭиОПП РАН-СО, 1995.

20.Лычагин М.В.,  Лычагин А.М.  Многомерная рефлексия финансовых систем / Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Новосибирск: ИФП, НГУ, 1995.

21. Лычагин  М.В.  От  производства  к дивидендам // Директор. 1995. - 11-12.

22. Есипова М.В.  Музыкальное видение мира  и  идеал  гармонии  в древнекитайской культуре // Вопросы философии. - 1994. - 6.

23. Блаватская Е.П.  Тайная доктрина.  Т.  1.  - Смоленск, 1993.

24. Платон и его эпоха. - М.: Наука, 1979.

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                                3

1. Проблема овладения материалом                                                               4

2. Развитие памяти и техника быстрого чтения                                         6

3. Тайм Менеджер: "Ключ к личной эффективности"                            7

4. Системный анализ                                                                                          9

5. Аналогия с работой на ПЭВМ                                                    10

6. Гармонизация работы полушарий головного мозга.                            14

7. Метод "многомерного развертывания".                                 15

Литература                                                                                                          23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор Г.В. Кокоулин

Подписано в печать 28.05.1996 г. Формат бумаги 60 х 84-1/16

Усл.печ.л. 1,5 Уч.-изд.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ ______

Редакционно-издательский отдел Новосибирского государственного

 университета

630090, Новосибирск, Пирогова, 2